Интервью Олега Карнауха бизнес-журналу "Жажда"
Приехав с 500 долларами в кармане из Донбасса в Петербург, Олег Карнаух уже через полгода начал зарабатывать около 150 тысяч рублей в месяц с помощью своего интернет-магазина. В течение четырех последующих лет молодой предприниматель запустил несколько интернет-магазинов по продаже электроники, стал соучредителем нескольких IT-проектов и основал проект, обучающий бизнесу. Сейчас годовой оборот его компаний достигает 65 млн рублей. Олег Карнаух рассказал «Жажде», зачем он учит предпринимателей, каким видит развитие малого бизнеса в России и как ему помогает «предпринимательский зуд».
– Проект Smart Business запускался как курсы и вебинары по ведению бизнеса. А в чем отличие вашего подхода в обучении от остальных тренингов для потенциальных предпринимателей?
– Smart Business – образовательный проект, задача которого давать бизнес-образование высокого уровня. Но в большей степени я просто делюсь своим опытом, потому что я сам прошел этот путь. Сначала у меня не было ни знаний, ни людей, которые могли мне что-то подсказать. Пришлось совершить много ошибок, потерять большое количество денег, поэтому я осознаю ценность своих знаний. Моя задача – просто поделиться своим опытом и вдохновить людей, дать ценные и полезные знания, фишки, помочь в создании предпринимательского общества, в котором нуждается социум. Мне самому интереснее, когда вокруг много здравомыслящих и интересных людей. Чуть позже я запустил интерактивную платформу «Профология», которая сделала процесс обучения интереснее, эффективнее, позволила прикрепить к ученикам кураторов.
– Проект учит в том числе открывать интернет-магазины. Сейчас многие пытаются именно с этого начать свой путь в бизнесе. Не перенасытился ли наш рынок такими магазинами?
– Уровень развития интернета в России еще низок, если сравнивать с остальными странами. Только половина взрослых платежеспособных людей покупают через интернет, так что теоретически рынок может вырасти в два раза. Я за то, чтобы малый бизнес составлял значительную часть экономики страны – 50-70%. Я считаю, что большую часть рынка должны формировать маленькие узконишевые интернет-магазины, которыми управляют 1-5 человек, любящих свое дело, увлеченных, работающих на небольшую территорию, что обеспечивает максимальную скорость доставки и сервис. Мне кажется, мы к этому придем. Не думаю, что гиганты смогут забрать весь рынок, потому что большая компания безлика, там сотрудники не заинтересованы заботиться о клиенте. Малый бизнес, наоборот, вкладывает душу в свой продукт, для него бизнес – это ребенок. Представители малого бизнеса заинтересованы в проявлении заботы к клиенту. Рецепт успеха интернет-магазинов – не пытаться продать все и всем, а найти узкое направление, выбрать то, что нравится, вдохновляет, в чем ты специалист.
– Как вы думаете, почему в России сейчас бум на бизнес-обучение, ведь по статистике только 3-5% населения способны стать предпринимателями?
– Изначально в России ситуация такова, что процент предпринимателей очень низкий, если его сравнивать с Америкой или Европой. Нам до 5% еще долго расти. Но это логично, мы намного меньше лет живем при капитализме, по-другому развивалась экономика. Очень здорово и правильно, что люди сейчас активно обучаются на тренингах, так как система образования в высших школах оторвана от реальной жизни и бизнеса. Люди хотят нормально жить или стремятся разбогатеть. Конечно, не все, но часть людей станут предпринимателями, будут что-то замечательное создавать для других. Это прослойка общества, на которой держится вся экономика, и если бы в России она была сильной, то у нас сложные экономические периоды проходили бы проще. Думаю, через 10-20 лет ситуация изменится, и малых предпринимателей будет намного больше.
– Многие сейчас учатся у вас, а вам самому есть чему учиться? Есть люди, на которых вы равняетесь?
– Я постоянно учусь, у меня есть планка – 1000 часов в год на обучение, то есть 2-3 часа в день. Это единственный путь, который может повысить мой статус-кво, изменить мои результаты, окружение. Других путей просто нет. Я живу с мыслью, что сегодня я лучше, чем вчера. Это моя ключевая задача – стремиться сегодня хоть в чем-то быть лучше, чем вчера. Обучаюсь у многих предпринимателей, в основном на Западе. Мне многие нравятся: гениальные люди с крутыми результатами в любой сфере, будь то спорт, бизнес, искусство, – меня вдохновляют. Я люблю изучать истории успеха людей, но не знаю, на кого хотел бы быть похожим. Меня вдохновляют и Ричард Брэнсон, и гениальный Илон Маск, и Говард Шульц. Я доволен своим опытом и благодарен вселенной за каждое мгновение своей жизни.
– Что сейчас происходит с другими вашими проектами: интернет-магазины и виджет обратного звонка Clientcaller, который вы запускали в 2015 году?
– У нас есть ряд интернет-магазинов по продаже товаров под собственным брендом: Snob, Amigo, Jiemiss, Blackbox, Snote, Woo. Занимаемся в основном электроникой, перешли на опт, есть десятки тысяч клиентов. Это еще не так много, но постепенно растем. Мне нравятся гаджеты, так как я по своей сути технофил. Сервис Clientcaller уже не работает – это была моя очередная попытка создать IT-проект, команда год над ним работала, я инвестировал порядка 1,5 млн рублей. Но в итоге мы сделали продукт, посмотрели на рынок и увидели, что много аналогов, которые нас обогнали. Я понял, что мы проиграли битву, поэтому просто зафиксировал убытки и распрощался с этой идеей. Периодически у меня возникают такие истории. Пока инвестор из меня не очень, когда инвестирую не в основной проект или сторонний. Как правило, у меня получается довести до ума то, чему я уделяю все свое время, фокусируюсь и каждый день думаю, как это улучшить. Я не особо верю в истории, когда можно одновременно развивать много бизнесов. Это как стать чемпионом мира по баскетболу, футболу, стрельбе из лука, и еще на сцене выступать.
– Некоторые стремятся довести свой результат до победного. А вы, получается, имеете свою планку, собственный «стоп», чтобы вовремя остановиться?
– У меня любимое слово в жизни – «баланс». Всегда нужно чувствовать его, понимать – «сдохла лошадь» или еще дышит. Если у тебя есть собственное понимание, опыт, знания, то ты можешь это определить. Если нет, ты можешь получить консультацию у адекватного бизнес-доктора, который, задав пару вопросов, определит, в каком состоянии у тебя лошадь и можно ли с ней что-то сделать.
– В ближайшем будущем вы планируете также развиваться в онлайн-системе, не собираетесь открыть что-то в офлайн?
– Мне офлайн изначально не нравился, у меня был такой опыт лет с 19-ти – всевозможные полиграфические услуги, студия веб-разработки, сдача машин в аренду. С точки зрения масштабирования, онлайн значительно проще, быстрее можно вырасти. Поэтому пока я этого придерживаюсь.
– Что вам помогло добиться сегодняшних результатов?
– Очень сильно помог спорт, все закладывается благодаря ему. Я с 12 лет занимался боевыми искусствами: каратэ киокушинкай, рукопашный бой, тайский бокс, шатакан. Спорт дает понимание, что есть закон постепенности, нужна дисциплина, необходимо выкладываться на 110% на каждой тренировке, преодолевать себя. Когда тебе кажется, что не можешь что-то сделать, а тренер добивается этого от тебя, и ты понимаешь, что столько раз ошибался в своих возможностях, значит, вообще о них ничего не знаешь и в принципе можешь все. Это важно для того, чтобы добиться результатов в жизни. Сейчас спорту не удается уделять много времени – хотелось бы больше.
– Сколько времени тратите на бизнес?
– Думаю, минимум 40 часов в неделю отдаю своему делу, могу спокойно работать до часу или трех ночи. Меня мало кто поймет, ведь многие, когда идут в бизнес, преследуют цель получать деньги и не работать. Это ошибочная мотивация вхождения в бизнес, которая ни к чему хорошему не приведет, у меня изначально такого не было. Был просто некий зуд, который мне говорил, что нужно что-то делать. Я не мог просто сидеть на месте. Сейчас вопрос не в деньгах – я просто не могу долго отдыхать, максимум неделю-две провести на острове, а потом начинает ломать. Не могу без деятельности. Вселенная хочет, чтобы я много делал и отдавал, чтобы со мной было все в порядке. Я вынужден много впахивать. Это хобби моей жизни – живу тем, что делаю.
– Есть секреты управления сотрудниками?
– Люди – это самое сложное в бизнесе. Мне повезло, что у меня в команде сейчас талантливые, идейные и интересные люди. Секрета особого нет – когда я общаюсь, то просто смотрю на человека, на лице которого, как правило, все написано. По общению понимаешь – по пути нам или нет.
– С детства вы стремились зарабатывать: в 12 лет устроились штукатуром на стройку. Как думаете, предпринимателями рождаются, это закладывается с детства, или даже в 40 лет можно понять, что на это способен или воспитать в себе какие-то качества?
– Я думаю, и так, и так, примерно наполовину. Возможно, есть 50 процентов врожденных предпосылок, остальные формируются, воспитываются в себе. Мне кажется, идет подмена понятий «быть предпринимателем» и «просто рожден для того, чтобы зарабатывать на жизнь». Зарабатывать деньги на комфортную жизнь может каждый. Ты можешь быть специалистом в своем деле, будь то швея, парикмахер, либо строить свой бизнес, свою компанию. Вселенная всем раздала таланты, возможности, просто важно нащупать, определить то, что тебя наполняет, и идти туда. Любой человек, который стремится стать лучшим в своем деле и становится таковым, он априори обречен на прекрасную жизнь. Я убежден, что человек может реализовать свой потенциал, когда найдет то, что ему нравится.
– Существует ли жажда бизнеса, и в чем она заключается?
– Да, существует. Это как раз и есть тот предпринимательский зуд, который не дает покоя, заставляет людей что-то делать, отдавать свою энергию другим, делать окружающих счастливее через какие-то товары или услуги.
– Какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям?
– Нужно жить по принципу: делай, что должен, и будь, что будет. Довериться Вселенной и идти вперед. Если человек надуманно решил, что ему нужно открывать свое дело, но не чувствует внутри себя тот самый зуд – не нужно себя насиловать. Нужно делать то, что хочется, тогда ты будешь в порядке. Не нужно начинать свой бизнес, если нет желания. Главная задача – быть счастливым. Когда человек исходит из этой задачи, то весь мир преображается. К кому-то приходит понимание, что ему бизнес вообще не нужен, а хочется картины рисовать или танцевать. Важно правильно исходить из цели «быть счастливым» и дальше складывать пазл из ярких моментов, которые делают твою жизнь более наполненной.